В Узбекистане планируется повышение тарифов на электрическую энергию, газ и автомобильное топливо. Поставщики энергоресурсов объясняют необходимость превышением издержек над существующими тарифами. Скорее всего, действительно, тарифы занижены. Но каковы должны быть тарифы никто не знает.
Дело в том, что все три сектора монополизированы, там нет свободной конкуренции и цены устанавливает государство. В такой ситуации предприятия-поставщики всегда стараются завысить свои издержки. Во-первых, чтобы обосновать необходимость повышения цен. Во-вторых, через свои расходы компании вытаскивают коррупционные доходы, например, по завышенным ценам закупают ресурсы и получают за такие закупки «откаты». Наконец, высокие издержки – неизбежный результат неэффективного менеджмента, связанного с отсутствием: а) конкуренции, б) частного собственника.
Данные сектора, как и многие другие отрасли нашей экономики, контролируемые государством, нуждаются в радикальном реформировании, включающем:
- Радикальное изменение методов государственного регулирования, включая разделение функций выработки политики (этим должны заниматься министерства), установлением стандартов (функция государственных агентств), надзора и контроля (функция государственных инспекций), защиты интересов предприятия отрасли (добровольные ассоциации), осуществления хозяйственной деятельности (коммерческие предприятия). В настоящее время, как правило, в отраслях, контролируемых государством, все эти функции сконцентрированы в одной структуре – правопреемнике отраслевого министерства советских времен (или в нескольких структурах, контролируемых одними и теми же лицами). Это порождает конфликты интересов и неэффективность управления.
- Демонополизацию отрасли и создание конкурентной среды. В большинстве отраслей монополизм носит искусственный характер и там вполне можно создать нормальные условия для здоровой конкуренции.
В таких отраслях, как автопром или торговля автомобильным топливом, достаточно допустить на рынок новых игроков и конкуренция заставит компании сокращать свои раздутые издержки, улучшать качество и расширять ассортимент продукции. Так в автомобилестроении для этого просто нужно сократить таможенные платежи с уровня «запретительные» до уровня «разумные» (подробнее см. статью).
В других отраслях для создания конкуренции придется проработать более сложные «правила игры». Например, в электроэнергетике необходимо разделить функции: а) генерации, б) распределения через сеть и в) розничной продажи электроэнергии. Если распределение электроэнергии через сеть остается естественной монополией (контролируемой государством), то генерация и розничная продажа – сферы, где может и должна быть конкуренция.
Или, к примеру, в газодобыче необходимо разделить между разными независимыми компаниями функции геологоразведки, бурения и собственно добычи. А они у нас до сих пор сконцентрированы в один руках. Может поэтому у нас из года в год добыча газа сокращается, а издержки добычи растут?
- Совершенствование методов управления компаниями отрасли, коммерциализация их деятельности, внедрение принципов корпоративного управления. Пока же управление компаниями, как правило, находится на крайне низком уровне, что и обуславливает высокие издержки и низкое качество товаров и услуг, которые они предоставляют.
- Приватизация тех предприятий, владение государством которыми не обусловлено выполнением государственных функций. А таких предприятий в рассматриваемых отраслях у нас большинство. Это не означает, что их надо приватизировать за один день, но готовить к приватизации надо было начинать уже давным-давно.
Но парадокс. Уже второй год в нашей стране идут активные реформы. Однако почему-то в отраслях, контролируемых государством (отрасли естественных и искусственных монополий), до сих пор реформы не только не начаты, но даже, как правило, не запланированы. Более того, руководители отраслей, даже близко не относящихся к естественным монополиям (например, автопром, электротехническая промышленность, авиаперевозки) не только не собираются проводить разгосударствление и демонополизацию своих отраслей, но и напротив настаивают на сохранении существующего положения дел или даже усилении монополизма.
Максимум, что мы получаем от руководителей таких отраслей – это периодические уведомления об очередных повышениях цен. Цены, возможно, где-то и нужно повышать. Но в условиях неэффективности работы данных секторов дополнительные финансовые вливания равносильны закачиванию воды в ведро с дырявым дном. Они не позволят решить проблемы отраслей, а только заморозят существующее положение дел, негативно скажутся на доходах населения и усилят инфляцию.
Вместе с информацией о грядущем повышении тарифов были опубликованы любопытные цифры о плачевном состоянии дел в компании«Узбекэнерго». Долги компании – более 2 млрд долларов. 84% тепловых электростанций «Узбекэнерго» введены в эксплуатацию более 50 лет назад. Расход топлива на таких электростанциях в два раза выше, чем на современном оборудовании – а это основная составляющая затрат при производстве электроэнергии. Кроме того, более 20% от общего объема электроэнергии теряется из-за высокого износа распределительных сетей. Срок службы 62,4% электросетей превышает 30 лет. И вместо плана реформы сектора и предприятия нам предлагают раскошелится на поддержание на плаву этого неэффективного монстра. «Дайте нам денег и мы все исправим!» - замечательный лозунг всех монополистов, сидящих на шее у населения и государства. Только ничего они не исправят, так как в принципе не эффективны.
Считаю, что мы, граждане Узбекистана, должны потребовать от правительства и руководства отраслей внятных и четких программ реформ, которые позволят устранить конфликты интересов и создать действенную конкурентную среду. И только после этого можно будет говорить о возможном повышении цен.
Времени для планирования и начала реализации реформ было достаточно. И если это до сих пор не сделано, а вместо реформ нам предлагают просто рост цен, то это свидетельствует об отсутствии стратегии реформ и некомпетентности. Соглашаться сейчас на повышение цен это все равно что инвестировать в убыточную компанию, у которой нет никакого реального плана выхода из текущего плачевного состояния. Ни один разумный инвестор такого делать не будет. Не стоит этого делать и нам.
И в заключении.
За последние полтора года в нашей стране проведены очень важные макроэкономические реформы: либерализация валютного рынка, устранение многих административных барьеров на пути внешней торговли и ведения бизнеса, либерализация банковского сектора. Намечены радикальные налоговая и таможенная реформы. Но почти полное отсутствие реформ на отраслевом уровне, особенно в сферах естественных и искусственных монополий, ставит под угрозу стратегию преобразований нашего общества в целом.
Пока не проведем административную реформу, реформу государственного сектора, не разрушим искусственные монополии, которые умудрились насоздавать за последние двадцать с лишим лет, не сформируем здоровую конкурентную среду, никаких шансов на успешное развитие у нас не появится. Инвесторы к нам до сих пор не идут, так как не видят подвижек именно в этом направлении. И самое главное, без отраслевых реформ сохраняются высокие риски реставрации старой модели экономики.
Поэтому вышеуказанные реформы – это, на мой взгляд, вопрос «жизни и смерти». Центральный на сегодня вопрос перспектив экономического развития Узбекистана.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.